«Настаўнік – гэта перахаднік, які пераўтворае напружанне»

Ирина ШАТИЛО, «Брестская газета»

Увеличение зарплаты педагогам не повысит уровень образования. Система его качества должна стремиться не к бумажным показателям. А классный час слишком ценен, чтобы тратить его на передачу информации.

Об этом и многом другом говорили педагоги в ходе круглого стола на тему «Что значит быть учителем?» Он прошел в редакции «БГ» 28 сентября, в преддверии профессионального праздника.

Об учениках…

Современные школьники более свободны. Они не боятся говорить, задавать вопросы. В некоторых областях они иногда знают больше, чем учителя. Сегодня дети технически подкованны. Они стали более спокойными, менее агрессивными. Но у них пропала способность «взять и сделать». Нет жесткого стержня в характере, считают участники круглого стола (КС).

«Впечатление, что на детей намного меньше внимания стали обращать родители. Они спешат, работают, зарабатывают деньги, и дети в какой-то степени обделены родительским вниманием», - считает Светлана Мелеховец.

«Змяніліся мадэлі паводзінаў, яны сталі больш дыферэнцыраванымі ў параўнанні з той мадэллю, якая была раней. Раней лічылася, што школа павінна вучыць, а бацькі - выхоўваць. Тое, что зараз настаўнікі павінны яшчэ і выхоўваць, - гэта вялікая бяда і для настаўнікаў, і для бацькоў», - считает Ольга Мазурова.

Также, по мнению педагогов, сейчас увеличился разрыв между теми детьми, которыми занимаются, и теми, которыми не занимаются. Одни - очень умелые, способны сами себя организовать и мотивировать, даже без присутствия родителей. Другие - выпадают из всего, у них узкие интересы и желания. И между ними пропасть.

«Среднего ученика теперь нет», - говорят педагоги.

…и учителях

«Учитель - это переходник, который преобразуют одно напряжение в другое. Он должен взрослую информацию о мире как-то трансформировать в другую, понятную детям», - считает психолог Елена Марченко.

Раньше у всех педагогов было классическое образование. И возможности были одинаковыми. А сейчас есть доступ к информации в Интернете, языковые возможности изменились. Некоторые активно входят в этот процесс, независимо от возраста, а другие - нет, пояснила свое видение ситуации Елена.

Говорить о том, что молодые педагоги более прогрессивные, будет неправильно. Среди педагогов тоже есть два полюса, а между ними пустота. Одни желают что-то делать, другие либо просто отрабатывают распределение, либо дорабатывают до пенсии. Есть и те, кого больше никуда не возьмут, кто не сможет реализовать себя за пределами школы, поделились своими наблюдениями участники КС.

О медиаобразовании

Британская академия выбрала 10 самых перспективных направлений, которые моги бы повлиять на образование во всем мире. Одно из них - это «перевернутый класс», когда ученики получают информацию не в классе, а дома через видео, Интернет и прочее.

«Класны час занадта каштоўны, каб яго браць толькі для інфармацыі. Гэта павінна быць творчая перапрацоўка. Еалі вы прыходзіце і проста перажоўваеце тую інфармацыю, якую субъекты навучання атрымалі. Проста дзіўна прыходзіць і 40 хвілін каштоўнага часу марнаваць на банальнае чытанне ці выкладанне. Кожнае дзіця ў зручным для сябе рэжыме можа атрымаць гэтую інфармацыю праз іншыя прылады», - пояснила концепцию представительница «Таварыства беларусскай школы» (ТБШ) Ольга Мазурова.

Однако здесь есть проблема верификации доступной информации. Раньше информация проходила какие-никакие фильтры. На выходе ей можно было верить. Теперь, благодаря Интернету, информацию можно легко найти, однако есть сомнения в ее правдивости.

О сложностях профессии

Самым сложным в профессии педагога большинство участников КС считают совмещение процесса обучения и ведение документации.

«Документооборот такой, что, кажется, мы трудимся в каком-то министерстве. Нельзя говорить, что документы не нужны, но система качества образования должна стремиться не к бумажным показателям», - считает Елена Марченко.

«Государство у нас плановое, экономика плановая, запланированы и другие параметры: каких и сколько должно быть классов, цели и задачи каждого урока. Мы должны прийти и как на станке отработать. Какие-то творческие моменты исключены полностью», - сказал Владимир Красько.

При этом он считает, что проблема не столько в школе, а в том, что в обычной жизни люди живут по плановому принципу и к нему привыкают.

Новый министр образования уже год говорит о том, что снизит количество учительского документооборота. По информации министерства, за год учителю приходится заполнять около 5 - 7 бумаг. На самом деле их насчитывается около 30, поделилась своими данными Ольга Мазурова.

Во многих странах, которые достигают высоких результатов в образовании, перед учителем ставится только образовательная цель, а, как ее достичь, учитель решает сам.

«Справаздача за кожны свой крок - гэта праява недаверу да настаўніка і сведчанне, што інакш міністэрства проста не ўяўляе, як яно будзе гэта ўсё кантраляваць, - выразила мнение Ольга. - Далёка не ўсе абавязкі, якія выконваюць настаўнікі, прадугледжаны працоўным заканадаўствам. Пры вывучэнні заканадаўства можна цалкам матывавана адмовіцца ад гэтага. Але потым прыйдзе кантрактны тэрмін, і ты будзеш стаяць перад фактам, што з табой гэты кантракт не прадоўжылі».

Контрактная система повышению качества образования не способствует.

О педагогах-«штамповщиках»

Собравшиеся в редакции «БГ» педагоги сошлись во мнении, что одна из основных проблем современного белорусского школьного образования связана с нехваткой хороших учителей.

Если посмотреть по проходному баллу на педагогические специальности и на тех, кто остается в школах, можно обнаружить, что среди них много некомпетентных специалистов, поделилась своими наблюдениями Елена Марченко.

Анна Букатая видит решение проблемы в следующем: «Есть законопроект о том, что дети с недостаточно высоким баллом не будут иметь право идти в 10-11 классы. Следовательно, слабых учеников в университетах не будет, потому что у них не будет возможности поступить в вуз».

«Есть те, кто занимается «штамповкой на заводе». Им дали план, поставили задачу, и они должны план выполнить. Если взять и просто увеличить зарплату учителям - проблема не решится. Те, кто «штамповал», так и будут это делать, но только уже за большие деньги. Становится меньше детей, которые учились у хороших учителей», - озвучил свое видение ситуации Владимир Красько.

В качестве перспективного варианта решения этой проблемы Ольга Мазурова напомнила об эксперименте, который проводят в Барановичах. Там родители могут отдавать детей в школу не по месту жительства, а выбирать. На школы идет финансирование в зависимости от количества учеников. Поэтому школы борются за учеников, а значит, заинтересованы в хороших учителях.

О престиже профессии

«Престиж профессии учителя находится на уровне ниже некуда», - считает Анна Букатая. Раньше, по ее словам, учитель был всегда прав, а сейчас прав ребенок.

Анна рассказала, что многие ее знакомые не понимают, как можно работать за учительскую зарплату. «Когда мой сосед узнал о моей зарплате, он сказал: «Аня, ты что? У тебя же есть экономическое образование, я тебе в четыре раза больше заплачу. Иди ко мне работать. Ты что, себя не уважаешь - за такие деньги работать?» - поделилась педагог.

«В прошлом учителя воспринимали как человека очень высокого ранга», - отметила Светлана Мелеховец. Она поделилась одним из своих детских воспоминаний: «Идем мы с мамой по улице (мама тоже была учителем), и дедушки, которые сидели на лавочке, встали, сняли шляпы и поклонились моей маме. На мой вопрос «почему?» она ответила: «Я же учитель!» Сейчас даже в фильмах из учителя делают недалекого человека, предмет для насмешек и издевок».

О зарплате и профотборе

Многие учителя говорят, что работали бы в школе, если бы была хорошая зарплата. Но участники круглого стола считают, что проблемы не в зарплате.

«Это далеко не то, за что надо хвататься в первую очередь, и однозначно не единственный момент, который требует изменений. В любой стране, вне зависимости от уровня зарплаты, есть люди, которые не должны работать в школах. Это показатель того, что любая система может дать осечку. Наверное, это вопрос профотбора», - высказала свое мнение Елена Марченко.

Именно жесткий профессиональный отбор на фоне экономических изменений и методической свободы больше всего прочего дал бы эффект. Какие бы свободы ни получил современный педагог, если он «штамповщик», он будет «штамповать», только теперь уже без планов, считает она.

О репетиторах

Некоторые участники круглого стола уверены, что нанимать ребенку репетитора - это дань моде. Другие видят проблему в количестве учащихся в классе. Порой учитель на уроке работает с 30 и более учениками и, естественно, не может уделить всем должного внимания.

Эту проблему представитель ТБШ предложила решить посредством приставления к учителю помощника. В Польше и Грузии, по ее словам, введена должность ассистента учителя. Учитель занимается обучением, а ассистент - организационными моментами.

Невозможно научить всему, считает Елена Марченко. «То, что дети по идее должны были освоить к пятому классу, - это умение учиться. Можно было бы передавать информацию на самостоятельное изучение, а в классе оперативно ее осмысливать. Но ведь для этого надо, чтобы дети умели не только искать информацию, но и фильтровать ее», - пояснила психолог.

О родителях и деньгах

В одной из гимназий Минска родители создали опекунский совет, рассказала Ольга Мазурова. Это было сделано для того, чтобы обсуждать, что надо гимназии и чем можно ей помочь. «Я гатова нейкія грошы прапанаваць на нейкія дадатковыя сродкі навучання, на касметычны рэмонт. Але падмуркавыя рэчы, якія вымагае тэхніка бяспекі, павінна гарантаваць дзяржава. Таму, калі паўстае пытанне, што зламаўся ганак у школе і дзеці могуць пакалечыцца, то з гэтым пытаннем трэба ісці і дамагацца яго вырашэння на ўзроўні вертыкалі. Інакш губляецца сэнс гэтай сістэмы адукацыі», - пояснила Ольга свою родительскую позицию.

«На жаль, я троху засмучана, што ў бацькоў у апекунскай радзе, голас толькі дарадчы. Мы не можам уплываць на кадравую палітыку. Але да нас актыўна прыслухоўваюцца. Бацькі, калі яны зарганізуюцца, шмат чаго могуць зрабіць».

Перед началом круглого стола каждый из его участников заполнил анкету, в которой предлагалось написать несколько прилагательных, которыми можно описать современную белорусскую школу, учителя и школьника. Результат получился следующий:

О школе: меняющаяся, трудноизменяемая, динамичная, закостенелая, развивающаяся, формальная, добрая, перегруженная, нерационально работающая, что-то все время пишущая (в смысле отчеты).

Об учителе: ответственный, уставший, перегруженный, творческий, мобильный, формалист, раздраженный, спешащий, тихий, энтузиаст.

О школьнике: разборчивый, современный, занятый, интересный, загруженный, ищущий, гибкий, уставший, прагматичный, не умеющий учиться.

4,8 балла - так оценили участники КС престижность профессии школьного учителя по 10-балльной шкале.